Как снять внутричерепное давление в домашних условиях

Как снять внутричерепное давление в домашних условиях

Повышенное внутричерепное давление у ребенка

В последнее время все чаще и чаще видится в педиатрической практике термин повышенное внутричерепное давление. С одной стороны – долгий и пугающий. Но с другой – стоит разобрать все грани этого сложного синдрома, дабы в будущем Вы, глубокоуважаемые родители, не выходили из педиатрических кабинетов с испугом на лицах, и мыслями о том, что с Вашим малышом приключилось что-то весьма ужасное, и современная медицина бессильна.

Так что же это такое – повышенное внутричерепное давление (синонимы — внутричерепная гипертензия, гипертензионный синдром, гипертензионно-гидроцефальный синдром)?

Для начала давайте разберемся с понятием внутричерепное давление в общем. Итак, имеем черепную коробочку, в которой находится мозг. И имеем хребет с хребетным каналом, где расположен спинной мозг. Головной и спинной мозг покрыт тремя оболочками: жёсткой, паутинной и мягкой. Жёсткая оболочка образует широкий продолговатый мешок цилиндрической формы, который спускается вниз, к позвоночнику, где на уровне первого-второго поясничного позвонков образуется конечная цистерна, наполненная спинномозговой жидкостью (ликвором). Паутинная оболочка вольно покрывает мозг. Между ней и жёсткой мозговой оболочкой находятся субдуральные пространства, имеющие вид капиллярных щелей. Между паутинной и мягкой оболочками находятся подпаутинные пространства. Они имеют вид полостей, заполненных спинномозговой жидкостью. Мягкая оболочка тесно соприкасается с внешней поверхностью мозга.

Ликворные пространства образуют желудочковая система и подпаутинное пространство головного и спинного мозга. Желудочковая система, со своей стороны, складывается из четырех желудочков – двух боковых, третьего и четвертого. Боковые желудочки сообщаются с третьим при помощи межжелудочкового отверстия, третий и четвертый – при помощи водопровода мозга, а четвертый желудочек с подпаутинным пространством – при помощи боковых отверстий.

Циркуляция ликвора в ликворной системе

Главным источником продукции спинномозговой жидкости являются сосудистые сплетения желудочковой системы. Ликвор образуется неизменно, делает ряд серьёзных функций (механическая защита мозга, регуляция внутричерепного давления, экскреторная и транспортная функции, иммунологический барьер), постоянно находится в движении в желудочковой системе, омывает головной и спинной мозг, и всасывается обратно в кровь через венозные синусы. Так, постоянное образование и всасывание спинномозговой жидкости формирует в черепа каждого здорового человека внутричерепное давление. Оно, со своей стороны, не есть стабильной величиной, и может изменяться в зависимости от эмоционального состояния ребенка, физической активности, метеорологических условий, температуры тела, разных болезней.

Но все-таки, не с неба же упало на нас это самое повышенное внутричерепное. Имеется для него свои, конкретные — и обстоятельства, и проявления, и способы диагностики, и лечение. Основное, уяснить, что это – не независимое заболевание, а всего лишь симптомокомплекс, комплект разных показателей, характерных для громадного количества болезней, и у детей различного возраста также может проявляться по-различному.

Так, повышенное внутричерепное давление – это повышенное давление в полости черепа.

Обстоятельства повышенного внутричерепного давления у детей

Наиболее нередкими механизмами, каковые провоцируют увеличение ВЧД, являются или чрезмерное выделение ликвора, или недостаточная всасываемость, или в ликворной системе имеется некоторый барьер, который мешает оттоку спинномозговой жидкости (окклюзионная гидроцефалия).

Эти механизмы, со своей стороны, спровоцированы рядом внешних и внутренних факторов. Среди них важнейшими являются внутриутробная гипоксия (состояние, в то время, когда плод не получает достаточное количество кислорода, находясь еще в утробе матери), асфиксия новорожденных (патологическое состояние, при котором в легких нарушается газообмен между кислородом и углекислым газом, в следствии чего в организме появляется недостаток первого и избыток второго), родовые и более поздние черепно-мозговые травмы, бактериальные и вирусные инфекции (менингит – воспаление оболочек мозга, энцефалит – воспаление головного мозга), нарушение оттока венозной крови из полости черепа, врожденные особенности строения центральной нервной системы (к примеру, аномалия Арнольда — Киари – смещение мозжечка и продолговатого мозга со сдавлением головного мозга в громадном затылочном отверстии), экзо- и эндогенные отравления.

Симптомы повышенного внутричерепного давления у ребенка

Синдром внутричерепной гипертензии у новорожденного проявляется выбуханием и напряжением родничка, расхождением швов между костями черепа, трансформациями поведения (ребенок неспокойный, вскрикивает), дрожанием, судорогами, рвотой либо срыгиваниями (не связанными с приемом пищи, чаще по утрам), разными глазными симптомами (косоглазием, горизонтальным нистагмом, симптомом Грефе), гиперестезией (повышенной болевой чуствительностью), нарушением сознания различной степени тяжести (оглушенность, сопор, кома). В первоначальный год жизни нужно следить за повышением окружности головы. В случае если патологический процесс сохраняется, и не проводится адекватное лечение – это угрожает возникновением в будущем у ребенка умственными нарушениями, слепотой, параличами.

Дети постарше жалуются на боли головы распирающего характера, головокружения, тошноту, которая улучшается на протяжении активных движений, рвоту.

Ни один симптом в отдельности нельзя рассматривать, как признак внутричерепной гипертензии, но в случае если их пара – это уже веский предлог обратится к Вашему педиатру и обследовать малыша.

Обследование ребенка при подозрении на повышенное внутричерепное давление

Способы инструментального обследования при подозрении на повышенное внутричерепное давление смогут включать:

— нейросонографию – УЗД головного мозга через переднее (громадное) темечко – определяют макроструктуру мозгового вещества, его эхогенность, размеры и форму ликворных пространств.

— доплерографию – позволяет оценить интенсивность кровотока в сосудах головного мозга, распознать окклюзию (закупорку) сосуда.

— аксиальная компьютерная томография – базируется на последовательном сканировании органа узким пучком ренгеновских лучей под различными углами. При СВЧГ на графических срезах головного мозга видно расширение желудочкового комплекса и подпаутинного пространства

— магнито-резонансная томография – способ диагностики, основанный на действии на ткань организма магнитным полем и радиоволнами. Позитивен тем, что при данном способе диагностики отсутствует ионизирующее излучение. Позволяет оценить нарушения макроструктуры мозговой ткани, размеры и степень расширения ликворных пространств, распознать территории повышенной и пониженной плотности мозговой ткани.

— люмбальная пункция – введение иглы между поясничными позвонками в спинной мозг с целью получения примера ликвора либо в лечебных целях. При повышенном ВЧД отмечается увеличение давления СМЖ при вытекании, белково-клеточная диссоциация.

— рентгенография черепа – разрешает распознать остеопороз спинки турецкого седла, усиление сосудистого рисунка, расхождение швов, пальцевые вдавления на костях черепа.

— офтальмоскопия – осмотр глазного дна – разрешает выяснить наличие застоя дисков глазных нервов.

Эти способы оказывают помощь отыскать симптомы, соспровождающие увеличение внутричерепного давления, но: способом, разрешающим точно заявить, что: Да, у Вашего ребенка внутричерепное давление ПОВЫШЕНО!, есть лишь инвазивный способ прямой манометрии с нахождением датчика в подпаутинном и субдуральном пространствах. Как вариант – возможно провести серийную манометрию на протяжении спинно-мозговой пункции с введением в субдуральное пространство стандартного объема изотонического раствора натрия хлорида. Таковой способ разрешает изучить эластичность черепно-мозговых структур. Среди неинвазивных способов стоит выделить определение пульсации темечка посредством монитора Ladd с применением волоконной оптики.

Как снять внутричерепное давление в домашних условиях

Согласитесь, уровень доступности даных способов в простой, рядовой детской поликлинике весьма и низкий. Исходя из этого на просторах бывших советских республик мы можем смело сказать про гипердиагностику повышенного внутричерепного давления, которое, как мы уже узнали, по своей сути не есть кроме того диагнозом как таковым.

Расширенные желудочки на томограмме .

Лечение повышенного внутричерепного давления у детей дома

Лечить внутричерепную гипертензию у детей возможно, и необходимо, просто нужно без фанатизма относиться к длиннющим перечням препаратов, с которыми выходят мамы и папы из кабинетов детских поликлиник. При лечении внутричерепной гипертензии, которая не сопровождается стойким повышением объема спинномозговой жидкости, мочегонные препараты смогут не назначаться.

В таких случаях продемонстрированы массаж, лечебная физкультура, плавание, верное питание, корекция режима дня, постоянное общение малыша с родителями. И поверьте, результаты для того чтобы лечения никак не хуже, чем ноотропами и сосудисто-актвными препаратами в различных формах и дозах.

В более тяжелых случаях призначают препараты, содействующие оттоку жидкости из мозга. Громадную популярность купили диуретики (диакарб, триампур), вместе с тем возможно дать ребенку отвар петрушки, сельдерея, тминный чай, владеющие мочегонным действием. Кроме этого используют лечение, направленное на улучшение кровообращения и питания мозга (ноотропы – пирацетам, луцетам, кортексин, цераксон, церебролизин, и сосудистые препараты — сермион, ницерголин, никотиновая кислота, кавинтон).

Как снять внутричерепное давление в домашних условиях

Своевременное лечение используют в тяжелых случаях, в случае если точно выяснена обстоятельство увеличения внутричерепного давления у ребенка. Так, при гидроцефалии используют шунтирующие операции, при которых избыток спинномозговой жидкости отводится из полости черепа. В случае если найдена опухоль — производится ее удаление, при нейроинфекциях вводятся антибиотики.

Возможности лечения гидроцефалии зависят от обстоятельств. Прогностически наиболее негативны гидроцефалии, связанные с заразой, либо вызваные опухолями головного мозга. Нелеченная гидроцефалия имеет большой процент смертности – 50-60%. Большая часть детей, выживших в течении года, в будущем имеют разные возможности для обычной длительности жизни, обучаемости, обычного интелектуального, физического развития, зависящие от степеня тяжести заболевания. Приблизительно треть из них будут интелектуально развиты, наряду с этим будут сохранены неврологические очаговые либо общемозговые симптомы (параличи, парезы, судороги, нарушения речи).

Принципиально важно проводить последующие обследования ребенка в течении всего детства, дабы иметь возможность своевременно найти и скорректировать найденные неприятности.

Одним из важнейшых пунктов обычного лечения есть психо-эмоциональная поддрежка ребенка. Нередкие походы к педиатрам и обследования очень плохо воздействуют на детску психику. Ваш кроха должен знать, что он не отличается от других детей, просто на даный момент имеется маленькая проблемка, которую возможно и необходимо исправить. Так как развитие самооценки и самоуважения начинается в младенческом возрасте, исходя из этого как раз от своих родителей зависит, как они будут развиты, и как они повлияют на дельнейшее уровень качества жизни ребенка. Не опасайтесь советоватся с докторами, психологами, педагогами – в то время, когда дело касается наших детей, мы довольно часто бываем субьективны. Посторонние люди — квалифицированные эксперты дадут полезные, и, что принципиально важно — объективные рекомендации, касающиеся общения, воспитания и эмоциональной поддержки.

Для своих родителей принципиально важно суметь оказать помощь ребенку принимать себя объективно и позитивно.

Помогите ребенку осознать его заболевание, обстоятельства, да и то, как она воздействует на его жизнь на каждом этапе. Так, кроха сможет в будущем верно обьяснить это другим детям, дабы избежать дразнилки. Поощряйте развитие действенных социальных навыков через интересы, хобби и разные виды деятельности. Обеспечьте возможности широкого социального общения со сверстниками – как здоровыми детьми, так и с калеками.

Нужно кроме этого родительская работа с педагогами. В большинстве случаев, эти дети интелектуально на равне со здоровыми, но при наличии физических недостатков смогут потребовать облегченной формы школьной нагрузки, особенно на занятиях физкультурой.

В режиме дня принципиально важно свести к минимуму общение с телевизором и компютером. Ребенку нужны побольше свежего воздуха и умеренной физической активности, масаж, лечебная физкультура, плавание.

Поощряйте ребенка к независимости. Взложите на него обязанности в пределах его возможностей. Это окажет помощь ему ощущать себя не ущемленным, а социально значимым, а в будущем — выбрать вид деятельности, соответствующий его свойствам.

Доктор Андрианна Павлюк

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *